Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

Рождение кукол

Анна Титова 

«Кузбасс» 

21 марта празднуется Всемирный день кукольника и театра кукол. По случаю предстоящего праздника мы решили заглянуть в самое сердце театра кукол Кузбасса – производственные мастерские (швейный, бутафорский и столярный цех).

Работа как игра

Здесь каждый день не похож на предыдущий. И пахнет клеем, стружкой, краской, выжигателем и много чем ещё. В мастерских работают люди, которые ежеминутно творят волшебство.

Елена Михайловна Опарина уже двадцать лет заведует производственными мастерскими. До этого с театром её ничего не связывало, по образованию – инженер-технолог, какое-то время работала в ателье. Пришла в кукольный и осталась, а теперь и не мыслит себя без театра. Как и многие девочки, в детстве играла с куклами, всегда сама шила им наряды. Но и подумать не могла, что игра вернётся в её жизнь.

– Когда пришли в театр, что больше всего вас удивило?

– Тогда режиссёром ещё был Дмитрий Вихрецкий. Ставился спектакль «Кошкин дом». И были такие серьёзные тростевые куклы, у которых головы были сделаны в технике папье-маше. И вот мне сразу дали задание – вырезать глаза этой кукле. Я никогда этим не занималась, но взяла резак, и рука не дрогнула.

– Бывают ли разногласия до того момента, как родится кукла?
– Чаще всего обсуждаем материал, из которого она будет сделана. Это должно быть удобно и функционально. А ещё мы читаем предварительно сценарий, вперёд актёров. Это важно для конечного результата. Ведь пока делаешь куклу, характер какой-то уже вкладываешь, душу. И на спектакли тоже стараемся попадать, я очень люблю «Заколдованный лес», «Крошечка-Хаврошечка».

– Кукла в руках и на сцене – это одно и то же?
– На сцене она оживает. И это волшебно. А мы порой берём в руки один скелетик: ручки, тельце. А потом положили – и кукла какую-то позу приняла, ножку на ножку закинула. Где-то и обнимешь её, и попробуешь поработать… Смотрим, на что она способна, какие возможности имеет. Получается, тестируем больше.

– Можно сказать, что куклы жизнь продляют, молодость?
– Обязательно. Муж говорит, что у меня не работа, а хобби: «Ты же ходишь на работу играть в куклы». Иногда задерживаюсь в театре, такой бывает увлекательный процесс.

– Рождение куклы – процесс долгий?
– Всё зависит от сложности куклы. В среднем – два месяца на спектакль нам даётся. За это время должны сделать не только кукол, но и все костюмы, декорации. Кажется, что времени предостаточно, а быстро проходит. Работы кропотливой много.

– Самая тяжёлая кукла, которую вы делали?
– Снова вспомнился спектакль «Кошкин дом». Там была такая Хрюша здоровенная, актриса всё время жаловалась, что не очень удобно ей работать. Но вообще-то мы всегда стараемся облегчить работу актёрам.

– Какие куклы сейчас вы делаете?
– Да все: планшетные, марионетки, тростевые, перчаточные, тантамарески. И любимчиков среди кукол нет. Всех любим, они нам как дети. И жалко, когда кто-то из них уходит «на пенсию». Хотя, они висят в соседней комнате, за стенкой, как музейные экспонаты они у нас. Потому что на всякие выставки не любим отдавать кукол из рабочего репертуара (при перевозке может что-то оторваться или повредиться).

– А помните тех, кто вам трудно дался?
– Был у нас спектакль «Алиса в стране чудес», ставил наш актёр Станислав Садыков, а художник был питерский. И куклы были все очень сложные, много работы кропотливой. В спектакле «Волшебная ночь» тоже куклы тростевые и вся одежда у них – кринолины. Было много шитья, всё миниатюрное, работа очень мелкая.

– Сейчас проще работать, чем раньше?
– Да. Сейчас много удобных и лёгких строительных материалов, таких как утеплитель пеноплекс. Им нередко покрывают стены, полы. А мы часто вырезаем из него детали, а потом обклеиваем папье-маше. Надо сказать, строительные и хозяйственные магазины – кладезь чего-то интересного. Но многое делаем и по-старинке. Папье-маше – самый благодарный материал. К нему всегда возвращаемся. И лёгкие из него головы, и крепкие, и расписывать их хорошо. И тканью можно обклеить, ничего не отвалится. А глина тяжёлая и хрупкая, пластик красить трудно. Часто работаем и с деревом, поролоном, картоном.

– Мистические истории, с куклами связанные, случаются?
– Знаете, вопрос такой задают часто. Но нет, ничего особенного не припомню. Единственное, если что-то теряется в кабинете, мы сразу шутим: «Наверное, куклы ночью пошурудили».

– Есть ли материалы, которые могут вам принести жители города, и вы обрадуетесь?
– Да, нам постоянно приносят какие-то лоскутки, отрезы тканей. И даже газеты для папье-маше. Особенно рады мы коже – перчатки, голенища от сапог, сумки. Это очень благодарный материал (глазки, носики, подошвы). Недавно одна женщина принесла плюш шикарный, а он и пригодился сразу. В спектакле «Маленький принц» из него были сделаны обалденные розы.

Мастер на все руки
За всю кукольную механику отвечает художник-конструктор Евгений Манякин. Его мастерская находится в подвале театра. Здесь Евгений Анатольевич работает больше двадцати лет.

Изобретатель, сварщик, слесарь, художник, плотник. Это он обговаривает с режиссёром, что должна «уметь» будущая кукла: двигать головой и руками, кланяться или даже плакать. Затем разрабатывает подробный чертёж, на котором указывает, как и из чего изготовить каркас нового героя. Кукла может приводиться в движение с помощью деревянных шарниров, хитроумных пружин, спиц и магнитов. Инструкций не существует – все детали конструктор изобретает прямо на ходу, а материалом часто служит то, что лежит под рукой. Например, спицы старого и сломанного зонтика.

– У меня чего только нет. Иногда пороешься, что-то найдёшь, что-то придумаешь. Например, надо, чтобы декорация крутилась именно из этой точки – взял механизм с детской игрушки-бабочки, которую по асфальту катают. Помню, у нас был такой спектакль «Котик-наоборотик». И там было ружьё, которое стреляло огурцом. Но оно должно было стрелять не вперёд, а назад (потому что он котик-наоборотик). Очень долго пришлось выдумывать этот механизм, – вспоминает художник-конструктор.
И действительно, в мастерской можно найти самые разные предметы, начиная от столярных инструментов и заканчивая элементами детских игрушек.

– Каждая кукла индивидуальна, под каждую нужно делать свои механизмы. В ход идёт всё: пружины, дерево, лески, металл. Я люблю работать руками. Всё создаётся из обычного материала, и вдруг… оживает, начинает моргать, двигать пальчиками. Здесь нет рутины, каждый образ уникален, – рассказывает Евгений Манякин.