Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

Уроки театрального фестиваля «Сибирский кот»

Виктор Шрайман, режиссер,
руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол СТД РФ
член Комиссии по театрам кукол СТД РФ
председатель Экспертного Совета Премии имени засл. деятеля искусств профессора М.М.Королева
член жюри Национальной театральной премии ЗОЛОТАЯ МАСКА

 Информационный портал «Культура Кузбасса»

У меня есть по-настоящему приятная возможность вернуться в памяти к тем дням, которые были наполнены театральными событиями, которыми жили не только участники фестиваля, но и весь ваш замечательный город. У меня есть искренняя потребность поблагодарить, всех без исключения хозяев этого праздника и вашего харизматичного губернатора — Амана Тулеева, за блистательную организацию этого сложнейшего проекта. Я работаю в жюри многих театральных фестивалей и мне есть с чем сравнивать. Ваш проект и по организационной сложности, и по масштабу, и по праздничности и сердечности, которые мы ощутили, можно сравнить с фестивалем «Золотая Маска».

Как это бывает на всех без исключения театральных фестивалях, уровень спектаклей был разный: от слабых до хороших и даже прекрасных. Это нормально. Фестиваль — это зеркало, отражающее реальную картину тех процессов, которые протекают в российском театральном мейнстриме. А на зеркало, как известно, нечего пенять. Хорошего много не бывает. И если на театральном фестивале посчастливится увидеть несколько замечательных спектаклей, можно считать, что он состоялся. Ваш фестиваль — состоялся. В числе спектаклей, которые можно назвать значительным театральным событием, был спектакль кемеровского театра кукол «Пер Гюнт » режиссера Дмитрия Вихрецкого. За последний год я видел несколько сотен спектаклей российского театра кукол. И только несколько из них заслуживают высочайшую оценку. «Пер Гюнт» — в этом списке. Редко при оценке театральной работы я употребляю эпитет — совершенный. Мне представляется, что в этом случае, такая высокая оценка справедлива. Все компоненты этой постановки: музыкальное решение, техническая и образная система кукол, так называемый живой план, пластическая партитура слились в цельный художественный образ. История рассказана нам без единого слова. Но рассказана, как это ни парадоксально звучит, красноречиво, словно театр разговаривал с нами. Он и разговаривал: от сердца к сердцу.

Постановка решена таким образом, что зритель является соучастником творческого процесса, включая свое воображение и играя вместе с театром. Эмоциональная сторона истории вызывает переживания такой силы, что они сродни катарсису. Сегодня в российском театре кукол, к сожалению, популярен, так называемый интерактив — бессмысленный и нехудожественный. Этот спектакль — редчайший опыт разговора со зрителем на языке не пустых слов, а чувств. Куклы, несмотря на их небольшой размер, сознательно скупую динамику движений и крайнюю изобразительную простоту, выразительны и эмоциональны особенно в те моменты, когда они замирают в динамической статике. Вспомните сцену с героем у постели умирающей матери. Пер Гюнт стоит у постели. Поворачивается маленький сценический круг, и мы видим героя уже в другом ракурсе: он положил свои руки на спинку кровати. И снова поворачивается круг. И мы видим героя, сидящего у изголовья. Эти скупые и, вроде бы статичные ( с позиции внешней динамики ), эпизоды, в тысячу раз выразительней и содержательней сотни болтливых и суетливых спектаклей, ставших бедствием российского кукольного театра. Уникально решены сцены, взаимодействия живого артиста и куклы. Они существуют в трех ипостасях: демиурги, оживляющие свои творения, скульптуры скорби, и пульсирующая, миротворящая плазма. Должен сказать, что несмотря на весь свой огромный зрительский и профессиональный опыт, я с этой третьей ипостасью, исполненной к тому же с высочайшим пластическим мастерством, встречаюсь впервые.

Это был тот редкий случай абсолютного единодушия членов Профессионального Совета, когда все мы сошлись на том, что из числа представленных спектаклей фестивальной афиши, только один спектакль - «Пер Гюнт», представляется нам совершенным во всех своих художественных компонентах.

Билеты по Пушкинской карте
Билеты по Пушкинской карте