Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

Экзотика и рутина

Валентин Пепеляев
 
Инф. портал «Беларусь сегодня»

В Минске завершился VI Белорусский международный фестиваль театров кукол. На протяжении недели показали лучшее, что было создано в театральном искусстве за последний год: два десятка спектаклей, взрослых и детских, грустных и смешных, удивляющих своей выдумкой, заискивающих перед зрителем или нарочито отстраненных. Кукольники — народ незлобливый: на этом фестивале традиционно не вручают Гран-при и премии, ограничиваясь дипломами участников. А главные итоги минского кукольного форума — хорошее настроение и ощущение роста жанра.

Круговорот кукол в природе


Следующий фестиваль пройдет в Минске лишь в 2012 году. Энергии действительно следует подкопить. Театры из Беларуси, России, Украины, Латвии, Эстонии, Польши, Словении, Бельгии выложили в Минске все свои фестивальные козыри. Нужно время, чтобы создать новые небанальные полотна.

Главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский уверен: фестиваль выполнил свои задачи на все сто процентов, но чтобы это получалось и впредь, нужно быть включенным в процесс, следить за профессиональными тенденциями и удачами коллег круглогодично.

— Алексей Анатольевич, мы действительно увидели лучшее из того, что сделано?

— Думаю, да. И это совершенно объективно. Мы постарались, чтобы зрители познакомились с лучшими детскими и взрослыми спектаклями последнего времени. Палитра индивидуальностей, совершенно разных, отличающихся, но наполненных неизменным художественным содержанием, на мой взгляд, на фестивале сложилась. Тем самым обогащается и наша театральная традиция. Что может быть интереснее, чем присутствие в таком концентрированном виде в течение недели разных школ, у каждой из которых свое понимание мира, свое видение целей творчества.

Лед и пламень


Вторая половина фестиваля оказалась не менее насыщенной. Кемеровский театр кукол представил спектакль «Евгений Онегин», жанр которого определили как «Заседание клуба разбитых сердец им. Е.Онегина на курсах кройки и шитья», в постановке директора и главного режиссера театра Дмитрия Вихрецкого. Стройный, стильный, исполненный со вкусом кемеровский «Онегин» весь остаток фестиваля так и проходил в любимчиках публики. Изобретательный двухчасовой спектакль — в котором принимают участие только 4 актрисы, изысканная сценография Николая Вагина и Елены Наполовой, музыка Чайковского и Прокофьева, — очень русский по духу и пронзительно тонкий.

Совсем иную постановку привез Полтавский областной театр кукол. Его «Антигона», показанная на Малой сцене Купаловского театра, стала, пожалуй, самым инфернальным и мистическим зрелищем феста. Актеры с самозабвением погрузились в атмосферу древнегреческой трагедии Софокла, не страшась работать с огнем, жонглировать масками и зарываться с головой в песок. Безупречная черно-белая «Антигона» надолго остается в памяти. Полтавский театр доказал, что, даже находясь вдали от главных театральных дорог, можно выработать свой собственный театральный язык, опирающийся на свое понимание материала, а не на желание кому-то понравиться.

Сложным по эмоциям и драматургии оказался и совместный спектакль бельгийского театра «Агора» из Сент-Вита и Студийной сцены из Кельна — «Женщина-ворон». Режиссер Марсель Кремер и его театр «разрабатывает и развивает концепцию автобиографического театра, основанный на убеждении, что самым ценным богатством актера является его собственная биография». Актриса Виола Штрайхер действительно показала высокий класс актерской игры, держа в напряжении Малый зал Дворца Республики и рассказав что-то глубоко личное. Ощущение после «Женщины-ворона» сложное — как будто подсмотрел чужой сеанс психоанализа или выслушал чужую исповедь. К сожалению, Марсель Кремер уже не пояснит свою концепцию: он ушел из жизни в 2009 году...

Известный режиссер Олег Жюгжда, номинант премии «Золотая маска», — один из многих профессиональных зрителей фестиваля.

— Каково ваше общее впечатление от фестиваля?

— Не скрою, на некоторых показах меня не покидало ощущение повтора. И может быть, я предвзято отношусь, но, вспоминая прежние фестивали, мне кажется, что тогда было как-то больше энергии и выдумки.

...Уже в 2012 году ждем продолжения всей кукольной истории.