Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

Театр кукол: с надеждой на удивительное

Ольга Смирнова

Газета «Кузбасс»

Свое 75-летие Кемеровский областной театр кукол встречает в приятных хлопотах: появились новые артистические помещения – будет где развернуться. Накануне юбилея в театр своего детства заглянул наш корреспондент и узнал, как коллектив два года живёт без главного режиссера и какие перемены ожидаются здесь в скором будущем.

Начинается с вешалки

В жилом доме на улице Весенней областному театру кукол было тесно, пожалуй, с самого кемеровского новоселья в 1962 году. Помещение хоть родное и «намоленное», но для нужд театра, особенно – современного, подходит не во всём. «Комнаты-гримёрки в десять квадратных метров на десять человек – артисты, как говорится, бились друг о друга, – рассказывает директор театра Галина Колодчук. – В нашем деле должен быть ещё учет и порядок. Допустим, переходящий репертуар театра – 45 спектаклей: это куклы, костюмы, реквизит, декорации. Каждый спектакль для сохранности должен быть упакован в кофры, куклы – в специальных чехлах. Всё должно быть пронумеровано, сложено в ящики, и всё это нужно где-то хранить, а места не хватало крайне».

В августе 2015 года РЭУ-7, занимавшее вторую половину нежилой части первого этажа дома №18, переехало. В прошлом августе по ходатайству областного департамента культуры мэрия передала театру в безвозмездную аренду освободившиеся 740 с небольшим квадратных метров. Площадь учреждения увеличилась вдвое. «Что изменилось? Во-первых, у нас сейчас две большие гримёрки около 18 квадратных метров каждая, – рассказывает директор. – Мы купили мебель, сделали шкафы, будет новый санузел. А та, вторая, сторона, будет полностью артистическая: тоже гримерки, комната для режиссера, репетиционная комната, которая нужна как воздух. Недавно мы приняли четырёх молодых артистов – нужно постоянно работать. Но если один спектакль монтируют на сцене, то репетировать другой уже негде».

За счёт добавленных квадратов в театре планируют расширить и перенести в более удобное место маленький гардероб. Под стойкой гардеробщика хотят разместить стеклянные витрины: пока родители сдают вещи – дети могут посмотреть выставку кукол. На месте же нынешней раздевалки будет детское кафе.

Также в обозримом будущем полностью обновится фасад театра. Но из-за того, что ремонтировать теперь нужно и вторую половину здания, утвержденный ранее проект придётся корректировать, считает Галина Колодчук. В любом случае нужно сохранить кованые скульптуры Рудольфа Корягина, образующие фриз здания (художник создал их в 1971 году). В сознании старшего и среднего поколения кемеровчан именно они, посеребренные временем и краской, остаются главным символом театра.

Ждут главрежа

С тех пор как в 2014 году, после 13 лет работы, из театра ушёл Дмитрий Вихрецкий, в нём так и не появилось главного режиссера. Его место могла бы занять артист-кукловод Елена Евстропова, которая получила соответствующее образование и поставила несколько успешных спектаклей (например, её «Крошечка-Хаврошечка» недавно взяла Гран-при III Международного фестиваля «Вятка – город детства» в Кирове). Однако в марте прошлого года Елену Николаевну пригласили на должность главрежа театра кукол в Ханты-Мансийске, и она уехала в Югру.

«В поисках режиссера буквально роем землю, – говорит Галина Колодчук. – Их попросту мало учат. Есть режиссеры, которые умеют работать с актёрами-кукольниками, актёры же умеют работать с куклами. Но эта работа не для каждого режиссера представляет интерес, и поэтому ищем, предлагаем… Есть намётки, но не буду пока называть имён».

Театр выполняет государственное задание – ставит четыре новых спектакля в год. Работает с приглашенными режиссерами (например, недавно Никита Шмитько из Санкт-Петербурга поставил спектакль «Гуси-Лебеди») и даёт возможность ставить молодым артистам-кукловодам. Так, Станислав Садыков в 2016 году срежиссировал спектакль «Алиса в Стране чудес», который вошёл в лонг-лист самых запоминающихся постановок сезона 2015-2016 годов национальной театральной премии «Золотая маска».

Кемеровские кукловоды пробовали себя в качестве режиссеров и раньше. Вот и заслуженная артистка РФ Тамара Шишкина, которая работает в театре 43 года, когда-то занималась режиссурой. В 2016-м она поставила спектакль «Коза-дереза» по пьесе Михаила Супонина, в который сейчас вводит новую молодую актрису. «Конечно, если бы у нас был главный режиссер, я бы не взяла на себя смелость», – говорит Тамара Ивановна.

Возвращение за ширму

«Коза-дереза» – классический ширмовой спектакль, в котором зритель видит только кукол. В последние годы или даже десятилетия кукольники стремились выйти из-за ширмы. «С одной стороны, в таких спектаклях для режиссера больше возможности проявить себя: на сцене может работать и актёр, и кукла, – объясняет Тамара Шишкина. – А ширмовой спектакль, его горизонтальные мизансцены, декорации не дают такого простора для фантазии. Но зато они дают возможность актёру сделать роль, особенно если голос лег на маску куклы. В случае с планшетной куклой можно часть внимания взять на себя. А здесь – всё внимание на куклу. Зрители тоже просят такие спектакли. Вернее, даже не дети, а их родители, потому что они свое детство провели в основном на таких спектаклях».

Сейчас в театре делают ставку на самых маленьких зрителей. Чего не скажешь о взрослой аудитории. Поставленные за последние 10-15 лет спектакли – удивительная пластическая сюита на музыку Грига «Пер Гюнт», невероятно лёгкий бумажный «Евгений Онегин», экспериментальная «Василиса Прекрасная», соединившая традиции древнего китайского теневого театра и современные технологии, – сегодня не идут. «Очень жалко было прощаться с такими спектаклями, – признается актриса Ирина Салтымакова. – Хотя мы-то будем помнить эти роли всю жизнь. Этого сейчас, в данный момент, может быть, и не хватает: таких разнообразных, разноплановых, необычных постановок».

По необычным решениям скучает и главный художник театра Елена Наполова. «Такие вещи, особенно инновационные, зависят от главного режиссера, – отмечает она. – В любом случае сложно, когда его нет: нет единомышленника, который бы постоянно подбрасывал интересные идеи…».

Цифры и факты

В областном театре кукол сегодня работают 19 артистов. В переходящем репертуаре 75-го сезона 45 спектаклей, в каждом из них – по пять-шесть кукол. Как правило, каждый новый спектакль пять работников художественного цеха готовят (куклы, костюмы, декорации, реквизит) в течение трёх месяцев. Ещё месяц уходит на репетиции.

В планах – стильность и новации

Возможно, как раз такая интересная идея недавно пришла Елене Георгиевне от главного режиссера мариинского театра «Жёлтое окошко» Петра Зубарева. В коллаборации с Еленой Наполовой он собирается поставить в Кемерове кукольный спектакль по «Стойкому оловянному солдатику» Андерсена. Пока – на уровне идеи, которая, впрочем, очень впечатлила дирекцию. Планируется, что это будет спектакль с живым актёрским планом и небольшим количеством кукол – по числу немногочисленных персонажей сказки. Так что, может быть, в следующем сезоне мы увидим на сцене театра очередную стильную, новаторскую постановку.

Также Галина Колодчук рассказала: с Дмитрием Вихрецким, который сейчас работает в Перми, идут переговоры о восстановлении «Василисы» в будущих сезонах. Впрочем, девиз уже этого, юбилейного, года: «Театру 75 – куклы будут удивлять!». После удачного дебюта худсовет предоставил Станиславу Садыкову еще одну возможность как режиссеру. Сейчас он ставит «Кота в сапогах», премьера запланирована на 6-7 апреля. В ширмовом спектакле будет задействовано 19 кукол.

А в августе выйдет новый спектакль для самых маленьких в постановке Елены Евстроповой, которая сейчас в Кемерове делает вводы в свои предыдущие постановки.

18 февраля её «Крошечку-Хаврошечку» покажут в Москве во внеконкурсной программе «Золотой маски» Детский Weekend-2017.

Прямая речь

Ирина Салтымакова, артист-кукловод, в театре 7-й год:
– Во втором классе я зашла в поселковый кукольный кружок, где занималась сестра, проходила туда до 11-го класса, затем поступила по специальности и вот седьмой год в театре. Разочарования нет, наоборот – желание работать, ещё больше делиться этим искусством. К сожалению, не все знают, насколько театр кукол глубокий, интересный и всевозможный. Здесь можно сделать всё. Например, на сцене драматического театра персонаж не может умереть по-настоящему, а в театре кукол, только выпустишь куклу из рук, она уже фактически неживая. И наоборот, её тут же можно воскресить благодаря нашим рукам.

Ян Зверянский, артист-кукловод, заслуженный артист России, в театре – 46-й год:
– Несмотря на сложности (финансовые в основном – творческих сложностей у нас как таковых нет), у нас сейчас очень хорошая труппа. Было время, в театре в основном работало старшее и среднее поколение. Сейчас, слава Богу, очень хорошая, способная молодёжь. Вот, например, в спектакле «Алиса в Стране чудес» задействованы актеры всех поколений – мы называем его большое полотно. Серьезная работа. Радует, что вернулись к спектаклям чисто кукольным, которые играются за ширмой – без присутствия артистов живого плана. Ну, мы – театр кукол, где должна оживать кукла! Одно дело, когда дети видят куклу, которая работает на сцене вместе с артистом. А когда они видят это таинство оживления куклы за ширмой – это дорогого стоит. Дети не изменились совершенно по эмоциям, по восприятию.
Так что, я думаю, творчески театр подошёл к своему юбилею в очень хорошем состоянии.

Билеты по Пушкинской карте
Билеты по Пушкинской карте