Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

Мужчины тоже играют в куклы

Кирилл Чащин

Газета КП

Во Всемирный день кукольника, мы решили пройти с экскурсией по кемеровскому театру кукол.

От Петрушки станет всем смешней…

О театре кукол сложилось два стереотипа. Во-первых, многие считают, что актеры непременно должны прятаться за ширмой, а во-вторых, кукольные спектакли ставят только для детей и взрослому это не может быть интересно.

- Неправильно думать, что куклы - только детские. Театр кукол зарождался изначально как взрослый. Если вспомнить Петрушку, то он не был детским: он всех избивал и даже убивал, - говорит актер и режиссер Станислав Садыков. - Мне хочется продвигать спектакли для взрослых, но если сейчас выпустить такой спектакль, на него никто не пойдет. Нужно подготовить зрителя.

А что до первого стереотипа, то действительно до шестидесятых годов прошлого века актеры работали только за ширмой. Затем артисты стали выходить на сцену. Это естественно, ведь театр развивается. Сегодня режиссеры активно использует проекторы, звуковое оформление и световые эффекты. Однако же ни в коем случае не стоит приуменьшать роль самой куклы.

С головы до ног

Мастерская художника-бутафора в целом похожа на мастерскую часовщика, сапожника и даже гончара. Правда, обувь и заготовки для будущих платьев совсем крохотные, а вместо горшков и чашек - головы будущих персонажей. На стене висят инструменты, на полочках стоят декорации и куклы, попавшие на ремонт или просто отправленные на отдых. Здесь хозяйничает Оксана Рыбакова - художник-бутафор театра.

- После того как режиссер высказывает основную идею, я начинаю рисовать эскизы - такие почеркушечки. Затем мы находим общую концепцию и обсуждаем, какие куклы лучше сделать, - объясняет технологию Оксана. - После того как эскизы готовы, приступаем к рабочим чертежам. Затем начинается изготовление голов: вылепливаем заготовку из пластилина, потом делаем гипсовую форму - основу для папье-маше. Потом создается машинка - это позвоночник куклы с механизмом, который позволяет поворачивать голову.

Затем будущее лицо куклы грунтуется, и художник вырисовывает характерные черты героя. Волосы получаются из ниток, искусственных париков или тряпок. После того как формируется тело, кукле шьется костюм.

Сейчас Оксана работает над новым спектаклем «Кот в сапогах», который ставит Станислав Садыков. Постановка будет традиционным спектаклем, о чем давно просили зрители. Актеры, как раньше, будут прятаться за ширмами, а многие куклы будут тростевыми.

- Мне хочется, чтобы спектакль был очень ярким, смешным и музыкальным. Там будет много танцев, - поясняет Станислав.

Он достает и показывает довольно большую поролоновую голову льва, головы котов цвета серой бумаги и рыцаря с забралом, а также цветастые рисунки персонажей спектакля. Только эскизы главного героя пьесы режиссер показывать отказывается, видимо, из-за суеверия.

На изготовление кукол и декорации уходит достаточно много времени. Только после этого актеры могут репетировать, ведь к каждой конкретной кукле нужно привыкнуть.

- Специфика нашей работы еще и в том, что актер получает уже готового персонажа, - говорит Станислав. - Если в драматических и музыкальных театрах есть образ, который может воплотить актер, то здесь образ персонажа продумывают именно режиссер и художник. Актер уже получает героя, которого он должен увидеть, понять его характер по внешнему виду.

Голос должен родиться

Станислав буквально вырос в кукольном театре: его мама - заслуженная артистка Ольга Яцук. Так что представить себя в другой сфере было сложно. После школы хотел пойти обучаться на режиссера, но все-таки решил стать артистом. С тех пор Станислав играет здесь, а уже на третьем курсе поставил вместе с сокурсниками первый свой спектакль.

- Актер нашего театра должен обладать огромной гибкостью, потому что он играет не одну роль в спектакле, а несколько. В «Коте в сапогах» один актер будет исполнять три-четыре роли. Важна психологическая гибкость - ему нужно очень быстро переключаться с одного образа на другой и менять голоса, - рассказывает Станислав, добавляя, что он озвучил около сотни персонажей и каждый раз по-разному. - Я никак не учился менять голоса, это как-то само пришло. Как говорят, голос должен родиться у актера. Нельзя просто взять и скривить голос. Мне приятно, когда зрители или даже коллеги говорят, что не узнали, кто это сыграл. Это значит, что все получилось.

Свой первый большой и уже ставший успешным спектакль «Алиса в Стране чудес» Станислав создавал вместе с одним из лучших художников страны - Захаром Давыдовым. Так получилось, что главный художник театра не смог работать над этим спектаклем, и молодой режиссер написал Давыдову. Художнику идея понравилась, и он взялся за работу.

Станислав относится к своим куклам очень трепетно и запрещает кому-либо брать их в руки. Он верит, что в каждой кукле уже есть его энергетика, а другой человек может ее разрушить. Кроме того, кукла - очень хрупкий инструмент, который может сломаться во время спектакля.

- У меня один раз во время спектакля «Непослушная снежинка», где я играю муравья, отломалась нижняя часть куклы. В одной руке осталась верхняя половина муравья, а во второй - нижняя. Я как-то сообразил и соединил их, - рассказывает актер. - Бывает, что и головы отламываются. Артист обязан выкрутиться и дойти до конца.

Зловещая кукла

В театре кукол, как и во многих театрах, не принято аплодировать актерам во время репетиций - считается, что это к провалу. Не принято щелкать семечки - верят, что это к раздору. Но помимо мелких суеверий, здесь есть также место более серьезной мистике. А точнее - привидению. Среди своих в театре ходит байка, что за сценой живет женщина в белом платье. Когда охранники ночью дежурят или репетиции поздно заканчиваются, многие видят, как она ходит.

- У меня есть подозрение, откуда она взялась, - говорит Станислав. - Когда я был маленьким, был спектакль по Рэю Брэдбери «Смерть и дева», и в нем была огромная кукла старухи в человеческий рост. Она сидела в кресле-каталке как настоящая, с морщинами и складками. У нас над сценой есть балкончик небольшой, где хранилась эта кукла. Когда я проходил мимо лет в пять, она на меня смотрела так натурально, что я в страхе стремглав убегал, чтобы быстрей скрыться от нее. А потом эта кукла исчезла.

Плач не пройдет!

Ну вот, вы почти до конца дочитали статью о кемеровском театре кукол, и мы надеемся, что узнали что-то новое для себя. Но есть факт, который мы оставили под занавес. Понятно, что основные зрители театра - это дети дошкольного и школьного возраста, и бывает так, что на спектакль приводят совсем еще малышей, которым всего года полтора. А всем известно, что дети так живо переживают все происходящее на сцене, что могут вдруг закричать или зарыдать.

Так вот, в театре - внимание! - есть специальный человек, который успокаивает детей, если родители не могут решить эту проблему самостоятельно. Зовут этого педагога-организатора Татьяна Богатская. Вот как она объясняет, как ей удается столько лет успокаивать детей:

- Значит, у меня сердце открытое и есть в нем то, что позволяет любить детей и позволяет делать так, чтобы они полюбили театр.

Справка «КП»

В этом году Кемеровский областной театр кукол имени Аркадия Гайдара празднует 75-летие. В феврале 1942 года «детская группа» артистов из новосибирского театра показала в Новокузнецке кукольный спектакль - сказку-оперу «Волк и семеро козлят». Вскоре этой группе был присвоен статус театра. В 1955 году коллектив получил название - Кемеровский областной театр кукол имени Аркадия Гайдара, а в 1961 году основная часть труппы обосновалась в Кемерове.

Последним крупным достижением коллектива стал успех спектакля «Алиса в Стране чудес» - дебютной работы молодого режиссера Станислава Садыкова. Постановка была отмечена на Российской национальной премии «Золотая маска». Спектакль вошел в число лучших театральных произведений 2015/2016 года.

Билеты по Пушкинской карте
Билеты по Пушкинской карте