Добро на колёсах, премьеры и кадры
Анна Тимощук
Если вы думаете, что театры летом отдыхают, это вовсе не так. Например, Театр кукол Кузбасса им. Гайдара в эти жаркие деньки активно работает на выездах, в детских садах и оздоровительных лагерях по программам «Кузбасское лето» и «Кузбасские гастроли». Актёры проводят мастер-классы и творческие встречи в городах области. Директор театра Роман Кузнецов (между прочим, самый молодой среди всех кузбасских директоров театров) уверен, что это и есть прекрасная возможность познакомиться со своим зрителем из отдалённых городов, принести им чудо, сказку, веру в добро буквально на колёсах!
– Роман Сергеевич, а кемеровчане когда смогут вновь попасть на спектакли театра? Чем порадуете зрителя?
– Сезон мы откроем 11 сентября. Так совпало, что это будет двойной праздник, ведь в Кузбассе в это время будет проходить фестиваль «Сверкающие грани театра». И первая премьера – спектакль «Человек рассеянный» по стихотворениям С.Я. Маршака. Ставит её именитый московский режиссёр Наталия Лебедева. Сразу же, в сентябре, состоится и вторая – спектакль «Сон про Бессонницу», который готовит наш главный режиссёр Пётр Зубарев. Кстати, в сентябре в рамках вышеупомянутого фестиваля мы ждём в гости главного художника Центрального академического театра кукол имени Сергея Образцова, лауреата «Золотой Маски» Виктора Петровича Антонова с легендарным шоу «Цирк на нитях».
– Если не секрет, сколько премьер планируете выдать в 81-м сезоне?
– Пять. Перед Новым годом выйдет ещё спектакль «Умка». Это очень интересная история, посвящённая Году культурного наследия, где будут собраны сказки коренных народов Севера. А в 2023 году будут представлены две режиссёрские работы наших актёров Станислава Садыкова и Назили Синюковой. Но о них – чуть позже, пусть пока это останется маленькой театральной тайной.
– А прошедшим сезоном довольны? Всё удалось воплотить в жизнь? Были какие-то категорически новые истории в работе?
– Юбилейный театральный сезон был насыщенным, ярким, полным экспериментов, новых идей, воплощённых в жизнь. У нас случилось целых пять премьер, три из которых – для взрослой аудитории: «Маленький принц», «Поднимите мне веки» и «Праздник». Можно сказать, что это был самый «взрослый» сезон. Кроме того, была очень насыщенная фестивально-гастрольная деятельность. Это и обменные гастроли с Новокузнецким театром кукол «Сказ» и Татарским государственным театром кукол «Экият», а также обмен спектаклями по программе «Большие гастроли» с Республиканским театром кукол (Йошкар-Ола). Целых два фестиваля пополнили копилку наших наград – «Кузбасс-fest: театр здесь» и региональный фестиваль «Главное событие». Ещё одним важным событием прошедшего сезона стало возрождение проекта «Кукла лечит». Это реабилитационный проект, в основе которого лежат приёмы сказкокуклотерапии. Ну и самым запоминающимся мероприятием стал, конечно, фестиваль-шествие гигантских кукол «Кук-парад». Этот праздник радости и веселья запомнится горожанам надолго. Честно, мы даже не могли представить, насколько красивым, ярким, красочным и масштабным он получится. Это был, конечно, первый наш опыт, есть над чем работать, чтобы в следующий раз он стал лучше! А ещё организовали для зрителей множество тематических и приуроченных к различным праздникам программ, мастер-классов, творческих встреч и выставок. Нам хочется, чтобы горожане знали, какой у них есть замечательный театр. И, независимо от возраста, находили бы для себя что-то нужное, важное, полезное и интересное. И сами сотрудники, и артисты были, как сейчас модно говорить, «в потоке».
– Что и дальше планируете развивать в театре?
– Кадры – наше всё. Уделяем большое внимание обучению административных сотрудников театра и артистов. Чтобы развиваться, не стоять на месте, шагать в ногу со временем и потребностями наших зрителей. Стремимся охватить как можно больше учебных проектов, подаём заявки на обучающие лаборатории, мастер-классы и семинары, которые проводят СТД и другие театры. К нам в прошедшем сезоне по грантовой программе СТД «Специалисты для театров» приезжал заслуженный работник культуры РФ Дмитрий Кирюнин, замечательный педагог из Иркутска. Работа с ним стала для наших артистов настоящей перезагрузкой, новым шагом к познанию себя. Недавно наш артист Александр Башев вернулся с ещё одной лаборатории – «Поэзия стихий», а в конце августа делегация отправится на образовательный форум «Театральный лабиринт» во Владимир. Важно не работать по накатанной, выучив что-то раз и навсегда, а постоянно узнавать что-то новое, актуальное, что есть в профессии.
– Современный кукольный театр – какой он сегодня?
– Он такой же, как и всегда, – театр чудес. Ведь только в нашем театре благодаря куклам, работе с предметами, светом, декорациями, происходит то, что не может произойти ни в одном другом театре, – настоящее чудо! Сказка воплощается, любимые герои, именно такие, какими мы их знаем, оживают, говорят, и происходит настоящее волшебство. Только сейчас мы, конечно, современнее, у нас больше технических возможностей, различных материалов и инструментов (для изготовления крутых кукол и декораций), мы стали интереснее, разнообразнее. Я бы не сказал, что современный театр кукол претерпел какие-то кардинальные изменения. Да, появляются новые формы работы с детьми, очень популярен стал «театр на подушках», бэби-спектакли для ребятишек от полутора лет. Артист стал более открыт для зрителя, уже не прячется всё время за ширмой, менее популярными стали марионетки. Театры, ориентируясь на популярные зарубежные мультфильмы и сказки, ставят спектакли современных авторов. Но и классики не забыты! И марионетки – это моя мечта – тоже появятся рано или поздно у нас на сцене, потому что это очень красиво и завораживающе. В чём все смогут убедиться, когда к нам приедет из Москвы Виктор Антонов.
– К чему стремится театр, где черпает идеи и вдохновение?
– Как и во все времена, сегодня театр кукол стремится быть ближе к своему зрителю, донести до него какие-то очень важные истины, воспитать и заставить заглянуть каждого человека внутрь себя и задуматься… Спектакль – это не просто воспитание, когда говорят прописные истины, это познание через сопереживание. Через проживание и озарение вместе с героями. Мы, конечно, стараемся быть ещё и интересными, развлекательными, но прежде всего театр нужен, чтобы думать, дать зрителям, какого бы возраста они ни были, пищу для ума. И судя по отзывам, мы достигаем своей цели, и это большая радость для нас. Новые мысли, новые идеи мы черпаем буквально отовсюду. Из фестивалей и поездок, конференций и вебинаров с руководителями других театров России, мастер-классов, которые проводит СТД.
– Директор кукольного театра – это…
– Директором быть очень сложно. И на своём опыте могу сказать, чтобы быть хорошим директором, нужно иметь очень большой опыт работы в этой сфере. Лично мой путь в театр начался с 3-го класса, с детского коллектива «Непоседы» в Юрге. Я в театре и про театры знаю всё в мельчайших деталях, знаю все нюансы творческого процесса. Административных задач приходится решать неимоверно много, слава богу, творческая часть лежит на плечах главного режиссёра Петра Зубарева. Максимально стараюсь не вмешиваться в его работу. Приходится много смотреть, много ездить, участвовать в огромном количестве мероприятий не только театральных, но и вообще, творческих. И всё время следить за тем, что происходит в театральном мире, в искусстве, какие тенденции, какие новинки, изучать что-то новое. Это интересно, познавательно. Но и трудно. Очень в этом деле помогают коллеги – у нас есть час с директорами сибирских театров кукол, где мы обсуждаем любые рабочие вопросы, помогаем друг другу, выносим на обсуждение какие-то темы. И конечно же, спасибо моей команде – всему коллективу Театра кукол Кузбасса, которые поддерживают, стремятся так же, как и я, работать на качество и результат.
Пётр Зубарев, главный режиссёр театра кукол Кузбасса:
– За последние 2 года наш репертуар пополнился пятью спектаклями для взрослой аудитории. Все они отличаются друг от друга и формой, и настроением, и принципом игры. Мы постарались, чтобы где-то было больше поводов посмеяться, где-то – погрустить, а где-то и испугаться. В основе этих спектаклей – произведения, написанные в разные эпохи. Аверченко, Гоголь, Экзюпери. Последняя премьера прошлого сезона – спектакль «Праздник» по пьесе Натальи Заякиной решён полностью в живом плане, что для формата нашего театра тоже можно назвать экспериментом. Единственной куклой, которая всё же появляется на сцене, управляет как раз драматический актёр Михаил Быков, участию которого в нашем спектакле мы очень рады. Так или иначе, все эти работы для публики, склонной размышлять, анализировать свои впечатления. С одной стороны, нельзя сказать, что взрослый репертуар – это нечто принципиально новое для театра. Ведь в своё время здесь были такие замечательные спектакли, как «Пер Гюнт», «Алые паруса», «Евгений Онегин», «Тэдди». Однако и несколько лет без взрослой публики, конечно же, тоже не прошли бесследно. Появление этих спектаклей потребовало новых настроек для всего театра, от бутафорского цеха и зрительского отдела до актёрского состава.
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.