Шрифт:
Цвет:
Графика:
Интервал:
Разрядка:
Гарнитура:

II Международный фестиваль театров кукол «Соломенный жаворонок»

Ольга Штраус, информационный портал «Кузбасс».

Спектакль «Пер Гюнт» Кемеровского театра кукол вернулся с международного фестиваля «Соломенный жаворонок», проходившего в Челябинске.

Это был удивительный фестиваль. Конкурсный – но без жюри (победителей определяли участники). Кукольный – но для взрослых. В афише, кстати, он так и назывался: «Первый в России фестиваль кукольных спектаклей для взрослых».

Почему – «Соломенный жаворонок»?

Вообще-то этот фестиваль имеет сложную нумерацию, долгую предысторию и еще одно имя. «Соломенный жаворонок» — так назывался спектакль Валерия Вольховского, главного режиссера Челябинских кукол, который совершил настоящий переворот в восприятии этого вида искусства. Именно он вывел куклу из-за ширмы, дополнил «живым планом». И первым в истории театрального Челябинска был удостоен Государственной премии РСФСР. Годы его «главрежства» (1977-1986) называют в Челябинске «золотым веком кукольного театра».

 А «Соломенный жаворонок», в котором воплощена стихия языческого праздника, был тем спектаклем, который первым в 70-е годы вырвался за границы СССР. И триумфально: Гран-при на международном фестивале во Франции – тому свидетельство. У профессионалов этого цеха есть даже такое понятие: «уральская школа кукольников». Оно объединяет имена Романа Виндермана, Виктора Шраймана и других мэтров. Вольховский – первый в этой когорте. А потому международный фестиваль «Соломенный жаворонок», который вообще-то проводится тут уже в третий раз, носит его имя.

Но нынче впервые «Жаворонок» сосредоточил свое внимание ТОЛЬКО на взрослых спектаклях.

Как наши?

Понятно, что это – первый вопрос, который возникает у всех: как выступили наши? Отвечаю: лучше всех. И это – не мое лишь частное мнение. Вот что сказал на публичном обсуждении «Пер Гюнта» член экспертного совета Рейн Агур – кукольник-легенда, народный артист Эстонии, увенчанный почетным призом «За вклад в развитие мирового театра кукол» и лауреат-всего-что-только-есть:

— Для меня вы – лучшие. Я не знаю, как там будут присуждены призы, но ваш спектакль – это тот редкий случай, когда я два раза вытирал слезы. Такая редкость на кукольных представлениях! Не помню, когда со мной это происходило в последний раз… Вы сумели сделать видимой божественную музыку Грига. Вы сумели сделать очень красивое и умное зрелище. Вы – не в моде. И это – прекрасно.

Ему вторил и другой член экспертного совета, Григорий Козлов, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства: «Живая декорация из артистов рождает удивительную атмосферу. Вы задели мою душу. Именно за этим я хожу в театр».

А третий эксперт, театровед Арина Шепелева, после вручения наград приватно мне сказала: «А что вы хотели? Ваш спектакль – изысканное зрелище, изыски не могут нравиться большинству».

Из чего вам уже стало ясно: награды мы не получили. Обидно?

На самом деле – не очень. И тому есть несколько причин. Первая: Кемеровский театр кукол продемонстрировал спектакль «высокого стиля». Это – действительно большая редкость в кукольном театре. И то, что мы обладаем такой ценностью, безоговорочно признаваемой всеми специалистами, радует и бодрит.

Вторая: нам аплодировали стоя. Не каждый фестивальный спектакль вызывал у искушенной публики такие эмоции. И «браво» кричали (пять раз, специально считала!), и вызывали на поклоны трижды. Что здесь было большой редкостью.

Третья: на фестивале спектакль «Пер Гюнт», которому уже исполнилось десять (!) лет, играли актеры, только вчера выпущенные со студенческой скамьи. В актерском смысле он обновлен на 90% (и обновлен уже в третий раз). А это значит – что спектаклю этому, и без того уже долгожителю, увенчанному к тому же всевозможными призами, суждена долгая жизнь.

А кто победители?

Но сначала – как проходила процедура определения лучших. В фестивале участвовали десять театров. Каждой делегации раздали по три анкеты, плюс по анкете – каждому из членов экспертного совета. Итого получилось 33 голоса. В анкетах театры-участники называли лучших в каждой номинации (спектакль, режиссер, художник, актеры), естественно, оставляя «за кадром» себя. И что вышло?

Приз за «Лучшую женскую роль» получила актриса Челябинского театра кукол Наталья Балдина (спектакль «Человек в футляре») – 11 голосов. Приз за «Лучшую мужскую роль» — Тимофей Ленских (Санчо Панса, Сганарель, спектакль «Два Дона», Московский детский камерный театр кукол) – 19 голосов.

Сразу три награды получил Вологодский театр кукол «Теремок». В его спектакле «Кармен» оценили работу художника Виктора Антонова, режиссера Бориса Константинова, и сам спектакль был назван лучшим (12 голосов из 33). Кстати, как признался потом один из членов экспертного совета, который присутствовал при подсчете голосов, «Пер Гюнт» был в тройке лидеров.

Возможно, в оценках участников сказалось то обстоятельство, что «Кармен» шла последней – голосовали сразу после ее показа. И очень драйвовый, красивый спектакль заслонил свежими эмоциями все предыдущее.

Возможно, дали о себе знать и «шахматные ходы» игроков, искушенных в таких голосованиях. Не знаю. Знаю только, что наши отвечали по-честному, и «Кармен», кстати, в наших ответах присутствовала тоже.

Хотя мне больше понравился другой спектакль этого же режиссера. Борис Константинов, режиссер из Санкт-Петербурга (между прочим, однокурсник нашего Дмитрия Вихрецкого), представил на «Соломенном жаворонке» две свои работы. Кроме вологодской «Кармен» — еще и «Палату № 9» Кировского театра кукол.

Кого недооценили?

Если вам случится побывать в Кирове – непременно сходите на этот спектакль! Такой нежный, тонкий Чехов! Такие неожиданные, но очень чеховские смыслы вытянул режиссер из «Палаты №6» — этого, в общем-то, весьма жесткого рассказа. Главный образ спектакля –душевнобольные (номер, приколоченный на дверях, держится на честном слове, а потому и постоянно падает – получается 9). Больные – куклы. Страшные, уродливые фигуры, сооруженные из каких-то рогож, старых мешков, рваной мочалы. Ростовые куклы оживляются несколькими артистами, и эта сложнейшая техника доведена артистами до виртуозности. Достаточно посмотреть, как подгибаются ноги у жида Мойсейки, как вытягивает голову на тонкой чахоточной шее персонаж, названный в спектакле «первый больной – розовые щеки». А доктор Рагин (Олег Попов) – это такой рационалист, который пьет постепенно, но постоянно, потому что интеллект подсказывает ему: все – бесполезно. И сумасшедшие будут всегда, и мир не переделать к лучшему – так стоит ли стараться?

И только оказавшись пациентом палаты № 6, он прозревает: не интеллект, а сочувствие и сострадание к ближнему важнее всего. Даже «бесполезные», даже «бессмысленные». Эпизод, когда Рагин попадает в палату и превращается из человека в куклу – очень сильное место. И неожиданное. Потому что куклы здесь человечнее людей. Тоньше, добрее, лучше. Время от времени у каждого из обитателей палаты в руках оказывается какой-нибудь музыкальный инструмент и звучит своя мелодия. И когда больные принимают Рагина в свой круг – «Доктор, идите к нам!» — и вручают ему такую же дурацкую медную трубу, вдруг отчетливо понимаешь: свет в конце туннеля есть ВСЕГДА. В любом сообществе есть своя тихая мелодия, есть свои, непонятные чужим, радости, есть тот, кто способен пожалеть…

Ничего не получил и спектакль Брянского театра кукол «Цирк Шардам» по Даниилу Хармсу. А жаль! Молодой режиссер Павел Акинин, хотя и подсмотрел и позаимствовал ходы у нашего кемеровского «Шардама» в постановке Елены Качалиной, пошел дальше. Спектакль у него получился более отточенным, цельным, очень смешным и остроумным.

Много радости вызвали у публики «Русалка Света из деревни Перемилово», поставленная Ярославским театром кукол по полотнам (да-да!) художника Владимира Любарова. А также уже упомянутые «Два Дона» и челябинский «Человек в футляре».

Концентрация талантов

Плотность всего на фестивале «Соломенный жаворонок» была весьма высока. Тут беспрерывно царила атмосфера веселой выдумки, неиссякаемого креатива и радостного подначивания. Достаточно упомянуть, что каждый спектакль-номинант предварялся минутным спектаклем хозяев. Это выглядело так. Трое людей в огромных масках (буквально – в накладных головах!), всегда – в белом, они «интернациональным языком танца, пластики и жеста» (так пояснял закадровый голос) показывали свой вариант (читай – пародию) на то зрелище, что сейчас предстояло увидеть зрителям. Это было всегда неожиданно, всегда по-разному, и очень смешно.

И эту шутку тут же подхватили участники. На закрытии ярославцы показали такую очаровательную «пародию на пародию», изобразив в этой троице членов экспертного совета, что все просто ахнули. «Стена славы им. Стени Славского», куда можно было писать все свои впечатления, игры в фойе, ежедневный выпуск «официального выпуска» «Птицы-критиницы» и альтернативных листовок с дурацкими, но запоминающимися слоганами на злобу дня… Всего не перечислить.

Театральные критики говорят: «Если на фестивале было два хороших спектакля – считай, он уже состоялся». Мне повезло. Из десяти увиденных хорошими я могу назвать шесть. Высокая концентрация талантов!