Вкл Обычная версия сайта Шрифт: A A A Цвет: Ц Ц Ц Ц Дополнительно

Графика: Включить изображения Выключить изображения Включить видео Выключить видео

Интервал: Одинарный Полуторный Двойной

Разрядка: Стандартный Средний Большой

Гарнитура: Без засечек С засечками

Новости

24.12.2012

Василиса уходит в тень

В Кемеровском областном театре кукол громкая премьера — первый теневой спектакль. Сегодня на театральной сцене переплетаются древние китайские традиции, славянская мифология и современные технологии. «Газете Кемерова» побывала на репетиции перед премьерой и увидела спектакль изнутри и снаружи.

Китайский театр сибирского драматурга

Теневой театр — это классика Востока. Придумали игру с цветными тенями в древнем Китае. В дальнейшем этот вид искусства распространился по всему миру.

Сейчас же такого рода спектакли — большая редкость. В России театр теней вообще не распространен — всего пара сцен, и те в столице.

Режисеры-кукольники говорят, что все дело в сложности таких спектаклей: трудно делать куклы, сложно управлять ими. Теневые куклы — они совсем другие, это не привычные для актера марионетки или планшетки. Восточная кукла — это не Петрушка, она степенная и медлительная. Она лишена возможности прыгать или активно жестикулировать, она не свободна. Актеру нужно уметь управлять не столько самой куклой, сколько ее тенью.

«Спектакль сложен в исполнении, поэтому в России мало кто берется ставить теневые представления. Правда, в Москве есть стационарный театр теней. Они только этим и занимаются, так что им и времени, и сил хватает. А в условиях обычного театра, у которого много различных систем кукол — это серьезная творческая и технологическая нагрузка», — рассказывает Дмитрий Вихрецкий, руководитель кемеровского театра кукол.

Идея теневого спектакля «Василиса Прекрасная» принадлежит Александру Хромову, красноярскому режиссеру и драматургу.

Коллеги отмечают, что он — удивительный человек: электронщик по образованию, технарь по складу ума. Александр — кладезь оригинальных идей, его спектакли давно идут на кемеровской сцене — это киперпанковский «Тедди», «Три медведя 3», «Повелитель крыс». Интересен его подход к традиционным сказкам: Хромов всегда ищет что-то необычное, традиционные сюжеты становятся современными, не теряя при этом своей доброты и очарования. «Василиса» — не первый теневой спектакль. Много лет его «Иван Царевич и Серый Волк» с интересом смотрели и дети и взрослые. Его признали в Германии, его обожают в Швейцарии, его знают почти во всей Европе. К сожалению, сейчас в Красноярске этот замечательный спектакль не идет. Театралы говорят, что не по душе пришелся новому руководителю. Так что куклы и реквизит «Царевича» лежат на полках, ждут лучших времен.

Куклы из полиэтилена

В древнем Китае куклы теневого театра делались из ослиных шкур.

Александр Хромов придумал нечто новое — спрессовать пять слоев прозрачного пластика разной плотности.

Придумали пьесу, главный художник кемеровского театра Елена Наполова нарисовала эскизы. И завертелась работа.

«Мы попытались воспроизвести традиционный китайский театр теней. Даже трости использовали из бамбука. Они дышат. Можно взять пластиковые, но руки будут скользить. Современный теневой театр требует новых технологий: светодиоды, проекторы, цифровой пульт. Куклы тоже технологичные — из тончайшей пленки. Это вам не расписная кожа и бычий пузырь», — смеется Вихрецкий.

В спектакле «Василиса Прекрасная» задействованы 32 куклы, более двух десятков декораций и реквизита. Каждого персонажа, будь то главный герой или эпизодная рыбка на блюде, художник Елена Наполова украшает замысловатым рисунком, словно тончайшим кружевом. Елена свои цветные кружева «плела» почти три года.

В ее уютной мастерской даже стены обклеены героями этого спектакля: вдруг идея новая появится что-то улучшить, украсить.

Узоры художник брала из головы, героев — тоже. Пробовала вначале на бумаге наброски делать, но это затрудняло работу. В компьютерной графике она нашла большую свободу. Узор за узором из-под руки художницы рождались красавица Василиса, потешный Медведь, злобный Кощей. Эмоциональные, яркие ребята, все как на подбор, каждый со своим характером.

Особенно по душе ей пришлась Лягушка, забавная и веселая на рисунке, она такая же оптимистичная и на сцене.

Капризная техника

Наконец рисунки готовы, необходимое оборудование закуплено, осталось только напечатать и вырезать декорации. И тут кемеровский театр столкнулся с проблемой. Оказалось, что лазерная печать для спектакля не годится. Напечатать рисунки можно только на струйном принтере.

«Дело в том, что на лазерном принтере краска „прикипает“ и меняет свою структуру. Мы кладем такой рисунок на проектор и видим, что свет сквозь краску не проходит и на проекции вместо узора — темное пятно. Если честно, мы и не предполагали такого. Бросились искать, где бы нам на струйном принтере напечатали, и оказалось — негде. Хорошо, что сделали персонажей в Красноярске, но ведь остались же еще десятки объектов реквизита и декораций», — рассказывает режиссер.

Ситуацию спас Александр Хромов, он «обманул» обычный струйный принтер. Аппарат сначала избавили от верхней панели, затем «оглушили», замотав все датчики, чтобы принтер «не дурил» и думал, что все с ним хорошо. Печатать же пришлось почти вручную, аккуратно подтягивая пленку, чтобы принтер «не зажевал». Помимо печати, декорации нужно было ламинировать. И вновь трудности: на обычном ламинаторе краска от жара растекалась.

Километры пленки были испорчены, пока Александр Хромов с коллегами не приноровились.

Спектакль на блюдечке

Годы работы художника, месяцы репетиций и трудные дни подготовки остались за кадром. Настал день премьеры. Звучит музыка, катится яблоко, блюдце показывает нам сказку...

Начинается «Василиса» с огромного блюдца. В нем-то и будет происходить все действие. За декорацией прячутся актеры, им приходится низко нагибаться, чтобы не попасть в лучи света.

Главные герои — уникальные куклы — представляют собой пленочки с витиеватым рисунком. Узнаю Серого волка, Медведя, Царевну-Лягушку.

Куклы покоятся на стойках с двух сторон от блюдца, ждут своего выхода. Пока актеры разбираются с декорациями, «блюдо» зажигается огнями, звучит таинственная музыка и начинается сказка.

Сюжет спектакля традиционный — добро борется со злом. Сказочный мотив пьесы создан на основе сказки «Царевна-лягушка», а мифологический — на основе верований славян. Главные герои — персонажи славянской мифологии: Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Макош, Буря — Яга, Доля, Недоля, Кощей.

Все действия на блюдце происходят под музыку этнической группы «ВеданЪ КолодЪ». Это красноярское трио играет на древних утраченных музыкальных инструментах. Этнические мотивы придают спектаклю некоторую атмосферность и таинственность.

«Главное сообщение спектакля — это важность судьбы. Судьба предлагает главным героям свой путь, их дело — согласиться с Долей или выбрать Недолю. Иван-царевич смиряется со своей участью и женой — лягушкой, отправляется ее вызволять из лап злого Кощея. Макош, Буря-Яга и Кощей — все силы инфернальные, дети Вия. Но каждый из этих подчиняется своей доле: Яге дано обучать Ивана, а Макоше плести судьбу героев, которая Родом задумана», — объясняет Дмитрий Вихрецкий.

Несмотря на то, что спектакль «Василиса Прекрасная» предназначен для школьников, взрослые там вряд ли заскучают.

Сказочные герои поднимают проблемы, во многом понятные больше зрелому человеку, нежели ребенку.

На прощанье, Дмитрий Вихрецкий пообещал кемеровским зрителям два новых спектакля. Первый — для самых маленьких, про петушка потерявшего голос, второй — семейный спектакль про то, как белка отмечала день рожденья.

новость с сайта gazeta.a42.ru

К списку новостей